Основная образовательная программа дошкольного образования (смотреть)

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  4
1.1. Обязательная часть   (ранний возраст) 4
1.1.1.Пояснительная записка 4
1.1.2. Цели и задачи реализации ООП ДО на этапе раннего возраста 5
1.1.3.  Принципы и подходы к реализации Программы 6
1.1.4.  Значимые для реализации целей и задач ООП ДО характеристики на этапе раннего возраста 11
1.1.5. Планируемые результаты освоения детьми содержания ООП ДО на этапе раннего возраста 14
1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений  (ранний и дошкольный возраст) 16
1.2.1.Пояснительная записка 16
1.2.2.  Цели и задачи реализации парциальных программ 19
1.2.3.  Принципы и подходы к реализации парциальных программ в раннем возрасте 21
1.2.4.  Значимые для реализации парциальных программ характеристики на этапе раннего возраста 21
1.2.5.Планируемые результаты освоения парциальных программ 21
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 23
2.1. Обязательная часть   (ранний возраст) 23
2.1.1.  Образовательная деятельность в соответствии с целями и задачами образовательных областей (модулей) ООП ДО на этапе раннего возраста 23
Модуль 1. «ОО  Социально-коммуникативное развитие» 24
Модуль 2 «ОО Речевое развитие» 27
Модуль 3 «ОО Познавательное развитие» 28
Модуль 4 «ОО Художественно-эстетическое развитие» 29
Модуль 5 «ОО Физическое развитие» 30
2.1.2.  Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО на этапе раннего возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов  32
2.1.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 35
2.1.4.  Способы и направления поддержки детской инициативы 40
2.1.5.  Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников  и социумом 42
2.2 Часть, формируемая участниками образовательных отношений  (ранний возраст) 49
2.2.1.  Образовательная деятельность на этапе раннего возраста в соответствии с парциальными программами 49
2.2.2.  Вариативные формы, способы, методы и средства реализации парциальных  программ на этапе раннего возраста  59
2.2.3.  Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 60
2.2.4.  Способы и направления поддержки детской инициативы  61
2.2.5.  Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 61
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 64
3.1. Обязательная часть (ранний возраст) 64
3.1.1. Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО 64
3.1.2. Материально-техническое обеспечение  64
3.1.3. Методические материалы и средства обучения и воспитания 68
3.1.4. Распорядок и режим дня  71
3.1.5. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 78
3.1.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 79
3.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений (ранний возраст) 83
3.2.1.  Психолого-педагогические условия  83
3.2.2.  Материально-техническое обеспечение 84
3.2.3.  Методические материалы и средства обучения и воспитания 85
3.2.4.  Распорядок и режим дня 89
3.2.5.  Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий 89
3.2.6. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 93
4. Дополнительный раздел 95
4.1. Презентация ООП ДО для родителей 95

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим, основным общим и средним общим образованием. Основная общеобразовательная программа (далее – Программа) Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения  детский сад № 2 «Золотинка», разрабатывается, утверждается и реализуется в дошкольной образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – Стандарт) разработана на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию - протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15). Содержание обязательной части стоится с опорой на основную образовательную программу «От рождения до школы» авторы         Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева и др. Москва «Мозаика-Синтез», 2014г.

При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:   

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (вступил в силу 01.09.2013 г.).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013, № 30038).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г., № 28908).

7. Устав Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Золотинка».

Цели и задачи реализации ООП ДО на этапе раннего возраста

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, целью реализации образовательной программы дошкольного образования является развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленных целей предусматривает   решение следующих задач:

1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия,

2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период раннего детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)

3. обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4. создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный    процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей    и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека,    семьи, общества;

6. формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных,   эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,   самостоятельности и ответственности ребёнка;

7. обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ    и организационных форм дошкольного образования, возможности   формирования Программ различной направленности с учётом    образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8. формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям  детей;

9. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития    и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что средствами  программы «От рождения до школы»  осуществляется решение  следующих задач:

1. Обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы.

2. Обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического).

3. Всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;  приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Принципы и подходы к реализации Программы

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Программа построена на следующих принципах:

1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (предметную деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, общение со взрослым и сверстниками, экспериментирование с материалами и веществами, восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картин, самообслуживание и действия с бытовыми предметами, восприятие смысла музыки, двигательную деятельность), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в раннем возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего возраста.

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

Принципы, сформулированные на основе особенностей программы «От рождения до школы»:

Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования.

Принципы:

  1. принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
  2. принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  3. решение по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;
  4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
  5.  принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой  образовательных  облас­тей;
  6. принцип тематического построения образо­вательного процесса.

Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

Основная образовательная программа дошкольного образования (смотреть)